Стефанешина О.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Круглый стол» «Правда о наркомании»
Цель: просвещение
и осведомление родителей по проблеме 'употребления и распространения
наркотических веществ среди подростков.
Задачи:
• предоставить
родителям возможность познакомиться с информацией
и статистикой по проблеме наркомании;
• показать
необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье.
Оборудование:
магнитофон, телевизор, плеер, рисунки, фотографии, высказывания:
«Наркомания не делает поблажек, она забирает человека целиком, вместе с его
телом, душой и рассудком» (Ратмир Тумановский);
«Момент,
когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо,
наступает очень быстро»({Эдит Пиаф);
«Наркомания
- это многолетнее наслаждение смертью» (Франсуа Мориак);
«Капля никотина убивает пять минут
рабочего времени» (Ратмир Тумановский);
«Наркотики хороши, чтобы убежать от реальности, но реальность так
богата, зачем от нее убегать?» (Джералъдина Чаплин);
«Некоторые рок-музыканты зарабатывают кучу
денег, чтобы запихнуть их себе в нос» (Фрэнк Заппа).
Продолжительность:
60 минут.
Участники: родители
учащихся 8-11-х классов.
Ход
собрания
Педагог: Уважаемые родители, тема нашего собрания
«Правда о наркомании». Что вы испытали, когда вы услышали тему нашего собрания?
Какие у вас возникли ощущения и чувства? Можно ли эту тему оставить без
внимания? Почему? (Опрос родителей). Я расскажу вам одну легенду,
которая позволит расставить все точки над И.
«Путник,
идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он
увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо
человека, он стал звать его на помощь.
Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они
позвали и его на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.
- «Разве
тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.
Третий
путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота,
узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча
иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать
«тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с
наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов
и родителей — «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то
есть заниматься своим делом - профилактикой. Вот о чем пойдет наш сегодняшний
разговор. Займите удобные для каждого из вас места за нашим «круглым столом». (Звучит
тихая музыка).
Педагог:
Форма нашей сегодняшней работы - «круглый стол», то есть все участники
разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить,
доказывать и т.п. Наступил XXI
век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки -
курение, алкоголизм - мы упорно тащим за собой из века в век. Более того,
приобретаем новые: наркомания и токсикомания. Причем это приняло такие
масштабы, что приходится констатировать факт почти полного отсутствия
инстинкта самосохранения у человека. Все прекрасно осведомлены о последствиях
и алкоголизма, и курения, и наркомании, и тем не менее, множество людей
бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за
собой других, не оставляя шансов будущим поколениям. Об этих проблемах нужно
говорить с позиций педагогики, медицины, психологии одновременно. Моя функция,
как классного
руководителя
- информирование и просвещение. Для начала проведем небольшую разминку.
Педагог: Вы
должны объединиться в тройки, как сидите желательно, чтобы сидели вперемешку
и мамы и папы разных семей). За 4-5 минут вы должны дать ответы на вопросы
викторины.
Викторина
1. Индейцы майя и ацтеки клали под язык
листья коки. Для чего они это делали? (Для поддержания сил в дальних
походах).
2. Китайцы тысячелетиями курили
опиум. Для чего им это было необходимо? (Так они снимали стресс и улучшали
сон).
3. Где в настоящее время используются
наркотические вещества по закону? (В медицине).
4. Как употребляются наркотики? (Инъекции,
принимают внутрь, нюхают, курят, кладут под язык).
Представители
от команд-троек дают свои варианты ответов. Педагог уточняет в чем родители
ошиблись.
Педагог: А
теперь давайте обратимся к вашему домашнему заданию. У вас было задание
выписать из разных источников значения
слов «наркомания» и «зависимость». (Родители
рассказывают о некоторых вариантах толкования).
Педагог: Так
что же такое наркомания? Наркомания - это болезненное пристрастие к
наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Поподробнее о видах и симптомах
наркотиков нам расскажет учитель биологии. (Выступление учителя биологии).
Педагог:
Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях,
которые создаем мы сами, разумеется несознательно, но разве от этого легче,
если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши
собственные дети. Я предлагаю вам обсудить вопрос: «Что же является основными
причинами употребления наркотиков подростками?».
Время на
работу 5 минут. Идет работа в группах, жаркие споры и, неожиданные порой,
мнения. Через отведенное время начинаем обсуждение. Защиту проводит один
человек, но высказываются в дополнение по кругу все участники. Задаются
вопросы на понимание, на несогласие и т.п. Как правило, есть совпадающие
мнения.
Педагог
поясняет причины употребления наркотиков с точки зрения педагогики
1. Дефицит
внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо
одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным,
поскольку его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая
безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумение справляться с
жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все
определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для
нравственности.
3. Напряженная
жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между
родителями.
4. Элементарное
любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о
последствиях они еще просто не умеют.
5. Желание
не отстать от других, не выглядеть трусом, «маменькиным сынком», «белой
вороной».
Мы попираем
права детей, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, тому,
что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Чем же опасна гиперопека?
У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции.
При ослаблении контроля со стороны старших он оказывается дезориентированным в
своем поведении. Необходимо помнить, что
искусственно сдерживаемая, путем запретов активность ребенка, все равно найдет
какой-либо выход, и, скорее всего, он будет неожиданным и неблагоприятным. То
же самое можно сказать и. о не хватке опеки над детьми, не достаточном внимании
в их воспитании, жизни, проведении свободного времени.
Педагог: А
теперь давайте посмотрим и обсудим рисунки, которые нарисовали ваши дети. (Родители
рассматривают выставку рисунков и анализируют их).
Выступление
инспектора по охране прав детства.
Педагог: Для
полноты картины я предлагаю вам посмотреть подборку фотослайда «Сел на иглу» и
описать словами типичный портрет наркомана.
Родители
просматривают фотослайд и обсуждают его с целью описать портрет наркомана.
Результатом совместного обсуждения должны стать рекомендации для родителей
«Дневник родителя».
Педагог: В
заключение хотелось бы сказать, что прибегая к наркотикам, ребенок получает
возможность «покупать счастье, как товар». Это кажется желанным и
соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не
можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было
легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в
наших силах обеспечить ребенку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он
необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают
воспитывать чувство ценности жизни. Выслушивайте своих детей предельно внимательно,
о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает -
значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее,
чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
Учитель
зачитывает проект решения собрания, родители «носят дополнения и голосуют.
|